Вниманию граждан, въезжающих в Россию!
С 1 апреля прекращается срок действия решения Совета ЕЭК от 27 сентября 2023 года № 94, которое установило нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, ввозимых наземными видами транспорта, а также в международных почтовых отправлениях и перевозчиком в адрес физических лиц, в размере 1000 евро и 31 кг.
С 00:00 1 апреля 2024 года нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования составят:
- 500 евро и 25 кг в отношении товаров, ввозимых наземным транспортом;
- 200 евро и 31 кг в отношении товаров, ввозимых в международных почтовых отправлениях и перевозчиком в адрес физических лиц.
Нормы беспошлинного ввоза в отношении товаров для личного пользования, ввозимых в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже воздушным видом транспорта остаются без изменений и составляют 10 тыс. евро и 50 кг.
Срок временного ввоза иностранных транспортных средств для личного пользования продлен до 31 марта 2021 года.
Соответствующие изменения внесены в Решение Совета ЕЭК № 47, которое было принято 29 апреля 2020 года в связи с введением ограничительных мер для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Обновленный документ распространяется на правоотношения, которые возникли или возникнут с 1 марта 2020 года по 31 марта 2021 года.
Таким образом, владельцы транспортных средств, по которым невозможно было завершить процедуру временного ввоза в связи с пандемией COVID-19, смогут до 31 марта 2021 года (а не до 30 сентября 2020 года, как было установлено ранее) исполнить обязательства, принятые при ввозе таких автомобилей на территорию ЕАЭС.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Кроме того, до 31 марта 2021 года приостановлено течение 18-месячного срока, когда возможен льготный беспошлинный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС личного имущества иностранными гражданами, получившими статус лица, переселившегося на постоянное место жительства в ЕАЭС, беженца, вынужденного переселенца.
Продление временного ввоза транспортных средств для личного пользования будет осуществляться должностными лицами таможенных органов без фактического прибытия физических лиц на таможенные посты.
Информируем о том, что Правительство Российской Федерации определило постоянный порядок временного ввоза в Россию иностранных лизинговых, кредитных и прокатных автомобилей (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2018 г. № 1515).
В соответствии с указанным постановлением, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется в отношении временно ввозимого в Российскую Федерацию лицом, не имеющим постоянного места жительства в государстве - члене Евразийского экономического союза (далее - лицо), транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного в иностранном государстве и принадлежащего на праве собственности иностранному банку, иной иностранной кредитной организации, иностранному юридическому лицу, осуществляющему лизинговую деятельность, при одновременном соблюдении следующих условий:
- отсутствие у лица неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей;
- отсутствие у лица неисполненной обязанности по уплате административных штрафов за невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенного транспортного средства для личного пользования;
- отсутствие в собственности иностранного банка, иной иностранной кредитной организации, иностранного юридического лица, осуществляющего лизинговую деятельность, которым принадлежит временно ввозимое транспортное средство для личного пользования, иных транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза в качестве транспортных средств для личного пользования и не вывезенных с таможенной территории Евразийского экономического союза по истечении установленного срока временного ввоза.
1 января 2019 года вступает в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107», предусматривающее введение новых норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в страны Евразийского экономического союза (входят – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия). Они касаются ввоза товаров автомобильным и железнодорожным, морским и речным видами транспорта, а также в пешем порядке. При этом для товаров, перемещаемым воздушным транспортом, нормы останутся прежними – до 10000 евро и до 50 кг. В случае превышения установленных значений потребуется заплатить пошлину в размере 30% от стоимости товара, но не менее 4 евро за килограмм веса в части превышения стоимостной и/или весовой нормы.
Ограничение по беспошлинному ввозу в страны ЕЭС физическими лицами товаров для личного пользования наземными и водными видами транспорта составит сумму, эквивалентную 500 евро и (или) вес 25 кг.
Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Российской Федерации регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза и международными соглашениями, заключенными между странами – участниками Таможенного союза, в частности Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
Статьей 11 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 14 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (далее – Административный регламент), утвержденного приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) от 09.06.2012 г. N 1128 консультирование осуществляется региональными таможенными управлениями и таможнями по обращениям лиц.
При следовании из Латвии в Россию автомобильным транспортом таможенный контроль за перемещающими товарами осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации Псковской таможни и Себежской таможни, входящих в состав Северо-Западного таможенного управления.
Письменный запрос о предоставлении консультации может быть направлен средствами почтовой связи либо электронной почты в следующие таможенные органы:
Псковская таможня:
Адрес: 180004, г. Псков, улица Рабочая, д. 9.
Автоинформатор: (8112) 792-316, факс (8112) 792-379.
Электронная почта: svc-psk-po@sztu.customs.ru.
Себежская таможня:
Адрес: 182250, г. Себеж, ул. Марго, д. 62-А.
Телефон (факс): (81140) 21-113, 31-354, 31-355, 31-356, 31-357.
Автоинформатор: (81140) 31-382.
Электронная почта: sebprav@mail.ru.
Северо-Западное таможенное управление:
Адрес: 191187, г. Санкт - Петербург, наб. Кутузова, 20.
Телефон, факс: (812) 275-43-70, 640-32-29.
Официальный сайт – www.sztu.customs.ru.
Электронная почта: sztu_email1@sztu.customs.ru.
В соответствии с абзацем 4 пункта 8 Административного регламента государственная услуга по информированию и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, по телефону не осуществляется.
Вместе с тем, информация о порядке перемещения физическими лицами товаров через границу Таможенного союза размещена на официальных сайтах Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org) и ФТС России (www.customs.ru).
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 №158 с 1 апреля 2017 года вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) воздушным транспортом. Предварительная информация о ввозимых товарах представляется таможенному органу государства - члена ЕАЭС, на территории которого расположено место прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, перевозчиком, осуществляющим ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом, или иным лицом, действующим от имени и по поручению этого перевозчика.
Выдача паспортов транспортных средств на ввозимые физическими и юридическими лицами единичные транспортные средства, не оснащенные устройствами вызова экстренных оперативных служб, осуществляется таможенными органами только до конца 2016 года. Информацию о работе таможенных постов в предновогодние дни можно уточнить в региональных таможенных органах.
С 1 января 2017 года в соответствии с техническими регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №877, вводится требование к оснащению выпускаемых в обращение автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб.
Таможенные органы осуществляют выдачу паспортов транспортных средств на ввезенные автомобили и иные транспортные средства в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэномразвития России от 23 июня 2006 г. №496/192/134. Согласно этому Положению, с 1 января 2017 года в паспорт транспортного средства в раздел «Особые отметки» в обязательном порядке вносятся сведения об устройстве вызова экстренных оперативных служб для вновь выпускаемых в обращение транспортных средств.
С 1 января 2017 года для выпуска в обращение автомобиля требуется его оснащение устройством вызова экстренных оперативных служб. Информация о таком устройстве должна содержаться в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства, для получения которого следует обращаться в уполномоченные органы по сертификации, сведения о которых размещены на сайтах ЕЭК и Росаккредитации.
Таможенные органы выдают ПТС с учетом сведений, содержащихся в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства. При отсутствии в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства сведений об установленном в автомобиле устройстве вызова экстренных оперативных служб ПТС таможенными органами выдаваться не будет.
В связи с обращениями граждан Российской Федерации относительно условий временного ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств, зарегистрированных на территории Латвийской Республики или иных стран ЕС, сообщаем следующее.
Порядок временного ввоза зарегистрированных на территории иностранного государства транспортных средств на территорию государств членов - Евразийского экономического союза для личного пользования регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение)1.
Согласно данным правовым актам временный ввоз транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах, на территорию государств - членов Евразийского экономического союза иностранными физическими лицами на срок, не превышающий одного года, осуществляется без обеспечения уплаты таможенных сборов. Физические лица государств - членов Евразийского экономического союза могут ввозить транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в иностранных государствах на срок, не превышающий шести месяцев, при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
При этом, в соответствии с письмом Федеральной таможенной службы от 25 июля 2013 г. №01-11/32101 «Об определении статуса граждан Российской Федерации», под физическим лицом государства члена Евразийского экономического союза следует понимать физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене Евразийского экономического союза. Физические лица, не являющиеся лицами государств - членов Евразийского экономического союза, относятся к категории «иностранные физические лица».
Соответственно, граждане Российской Федерации, не имеющие постоянного места жительства в государстве - члене Евразийского экономического союза, и имеющие вид на жительство, разрешение на жительство и т.д. в иностранном государстве, рассматриваются в контексте Таможенного кодекса Таможенного союза как «иностранные физические лица» и имеют право осуществлять временный ввоз транспортного средства для личного пользования на территорию государств - членов Таможенного союза без обеспечения уплаты таможенных сборов.
С полным текстом письма ФТС России от 25 июля 2013 г. №01-11/32101 «Об определении статуса граждан Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.
Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, регламентированы главой 44 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение)1.
Соглашением установлены стоимостные, количественные и весовые нормы, а также условия ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях как с освобождением от уплаты таможенных платежей, так и с уплатой таможенных пошлин и налогов.
В соответствии с пунктом 16 раздела III Приложения 3 Соглашения норма ввоза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей (за исключением неделимых товаров), пересылаемых в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на таможенной территории Евразийского экономического союза составляет: общий вес - 31 килограмм, стоимость - не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро.
Если данная норма превышена, то согласно пункту 8 раздела III Приложения 5 уплачиваются таможенные пошлины, налоги по единой ставке 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения стоимостной нормы (1000 евро в эквиваленте) и (или) весовой (31 килограмм).
В соответствии с таможенным правом ЕАЭС определено, что при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, предназначенных для их личного пользования и облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации таможенными пошлинами, налогами, должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место международного почтового обмена, при исчислении и начислении подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов использует таможенный приходный ордер с указанием в нем таможенной стоимости.
Выдачу физическим лицам международных почтовых отправлений производит оператор почтовой связи только после уплаты таможенных пошлин, налогов. Уплата таможенных пошлин, налогов осуществляется путем перечисления необходимой денежной суммы на счет Федерального казначейства, по бланку почтового перевода, поступившему вместе с международным почтовым отправлением из места международного почтового обмена.
11 апреля 2017 года был подписан договор о Таможенном Кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).
ТК ЕАЭС включает 9 разделов и 61 главу.
28 апреля 2017 года в ходе Совета Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссии) принято решение о синхронизации процедур ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и его вступлении в силу с 1 января 2018 года.
Одновременно с ТК ЕАЭС начнут действовать первоочередные решения Комиссии по двадцати пяти вопросам, отнесенным на наднациональный уровень. Они касаются регулирования деятельности уполномоченных экономических операторов, правил перемещения товаров физическими лицами и т.д.
С текстом ТК ЕАЭС Вы можете ознакомиться здесь.
C 21 сентября 2017 года вступает в силу приказ Минфина России от 09 июня 2017 года №86н «Об утверждении формы таможенной расписки, Порядка заполнения и использования таможенной расписки, а также Порядка информирования плательщиков таможенных пошлин, налогов и (или) иных лиц, предоставивших обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, об оформлении таможенной расписки».
В соответствии с частью 11 статьи 137 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» утверждена новая форма таможенной расписки, подтверждающая принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, в виде электронного документа.
Расписка применяется для подтверждения принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, оформляется должностным лицом таможенного органа в электронном виде и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Приказом также утвержден порядок заполнения и использования таможенной расписки и порядок информирования плательщиков таможенных пошлин, налогов и (или) иных лиц, предоставивших обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, об оформлении таможенной расписки.
Настоящим сообщаем, что 3 августа 2018 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 3 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).
Закон был инициирован Правительством Российской Федерации и принят Государственной Думой Российской Федерации 26 июля 2018 года.
Закон опубликован осуществлено 4 августа 2018 года на Официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации с номером опубликования 00012018080400051.
Информация о подписании Закона и о его вступлении в силу с 4 сентября 2018 года была размещена на сайте ФТС России 8 августа 2018 года2.
Следует отметить, что законопроект №455221-7 был внесен в Государственную Думу Российской Федерации 28 апреля 2018 года и был доступен в Системе обеспечения законодательной деятельности3.
Кроме того, до внесения в Государственную Думу указанного законопроекта его общественное обсуждение осуществлялось на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов4.
В связи с этим вызывает недоумение публикации отдельных средств массовой информации относительно «неожиданности» вступления в силу норм Закона.
Для широкого освещения отдельных норм Закона 5 сентября 2018 года на официальном сайте Северо-Западного таможенного управления ФТС России опубликована информация относительно временного ввоза транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах5.
В частности отмечено, что в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 193 Закона временный ввоз транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного в иностранном государстве и принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, в собственности которого уже находятся транспортные средства для личного пользования, ранее ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС и находящиеся под таможенным контролем, возможен только после обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин.
Особо обращаем внимание о возможности получения государственной услуги, предоставляемой таможенными органами Российской Федерации, по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Контактные данные подразделений таможенных органов, отвечающих за предоставление указанной государственной услуги, размещены на сайте ФТС России6.
1. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808040005?index=0&rangeSize=1
2. http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26765:-l-r&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835
3. http://sozd.parliament.gov.ru/bill/455221-7
5. http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=29864:2018-09-05-13-15-47&catid=165:2010-12-23-09-12-04&Itemid=83
6. http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7999&Itemid=1853
Информируем о том, что приказом ФТС России от 12.03.2019 №377 утвержден Порядок подтверждения размещения товаров для личного пользования в местах их временного хранения иностранным физическим лицом, осуществившим ввоз таких товаров и имеющим намерение переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, получить статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком, для помещения товаров для личного пользования иностранного физического лица, осуществившего ввоз товаров для личного пользования и имеющего намерение переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, получить статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством Российской Федерации, на временное хранение такое лицо представляет таможенному органу, находящемуся в регионе постоянного или временного проживания (пребывания) иностранного физического лица, в произвольной форме заявление о намерении поместить на временное хранение товары для личного пользования в месте постоянного или временного проживания пребывания) такого лица) далее – Заявление.
Должностное лицо таможенного органа, в который поступило Заявление, в течение пяти рабочих дней, исходя из положений пункта27 Порядка, принимает решение о возможности либо невозможности помещения товаров для личного пользования на временное хранение в месте постоянного или временного проживания (пребывания) иностранного физического лица. Заявление представляется в двух экземплярах.
Указанный документ вступил в силу 5 мая 2019 года (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.04.2019).
Информирую, что в соответствии с положениями части первой статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» уклонение от уплаты налога иностранным гражданином или лицом без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации является основанием для принятия в отношении такого лица решения о запрете въезда в Российскую Федерацию.
Указанные положения законодательства также применяются к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не исполнившим в сроки обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов, возникшую, в том числе, в связи с нарушением условий временного ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортных средств для личного пользования.
В рамках работы на данном направлении ФТС России реализован информационный сервис, предоставляющий возможность в онлайн-режиме проверять наличие задолженности по таможенным платежам и принятых таможенными органами решений о запрете въезда в Российскую Федерацию.
Доступ к указанному сервису осуществляется по электронному адресу: http://edata.aistoms.ru/FtsPersonalCabinetWeb/Services/About/CheckPayments.
Для осуществления проверки наличия задолженности или запрета на въезд в Российскую Федерацию достаточно ввести следующие данные: фамилия, имя, отчество (при наличии), пол, гражданство, дата рождения.
4 февраля 2020 года вступили в силу новые правила провоза денег через таможенную границу Евразийского экономического союза. Теперь при единовременном провозе более 100 тысяч долларов США одним физическим лицом ему необходимо будет предоставить документы, подтверждающие происхождение наличных денежных средств. И предоставить их вместе с таможенной декларацией. Это следует из соответствующего Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 года № 130.
Решение подготовлено в соответствии с требованиями Таможенного кодекса ЕАЭС и направлено на реализацию рекомендации 32 «Курьеры наличных» Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Рекомендация была разработана для обеспечения странами – участницами ФАТФ мер по выявлению и остановке (задержания) физически перемещаемых через границу наличных денежных средств и оборотных инструментов на предъявителя, которые могут быть использованы для финансирования терроризма или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Представляемые документы должны подтверждать сведения о происхождении наличных денег и (или) денежных инструментов, заявленные в пассажирской таможенной декларации. Это, например, могут быть документы, оформляемые кредитными организациями при совершении конверсионных операций, снятии денежных средств со счета, получении кредита и др., документы, подтверждающие совершение гражданско-правовых сделок (наследство, дарение и пр.).
В случае непредставления соответствующих документов перемещение через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов не допускается.